Откуда появились катафалки и как к этому пришли?

Современный катафалкВ данной статье будут рассматриваться исторические факты и сводки о том, как транспортировка умерших претерпевала изменения, как в процессе индустриализации автомобиль заменил традиционные конные повозки, о том, как в ходе развития похоронного дела были созданы первые катафалки.

Перед началом стоит дать само определение катафалка. Согласно толковому словарю Ушакова, под катафалком понимается повозка для гроба на похоронах, погребальная колесница. Однако впоследствии индустриализации и развития техники, ритуальная повозка, запряженная лошадьми, была заменена на автомобиль. Появилось такое понятие, как автокатафалк. Это автомобиль, основной функцией которого является перевозка гроба, усопшего, его близких и родственников на место захоронения.

Характеристики современного катафалка:

  • автомобиль с металлическим трехместным салоном;
  • салон состоит из водительского места, отгороженного ширмой, и семи сидений (три из которых расположены рядом с креслом водителя, а четыре в правой части салона), и отделения для транспортировки гроба, в крышу авто врезан откидной люк для обеспечения дополнительной вентиляции;
  • освещение салона осуществляется бактерицидными лампами и лампами общего освещения, рядом с пассажирскими сидениями находятся окна.

История возникновения

В более древний период этот ритуальный транспорт зачастую представлял собой обыкновенную повозку, запряженную лошадьми. Она имела оригинальную конструкцию, позволяющую закрепить при перевозке ритуальные надписи и скульптуры. Основной задачей данной конструкции является не только эстетическая составляющая, но и техническая, заключающаяся в надежном закреплении гроба умершего.

Позже повозки были заменены каретами, однако, особенность погребальной кареты заключалась в том, что верх корпуса был открыт. Поэтому некоторые современные катафалки украшены S-образными символами, напоминающими крепления тента, так сказать, была отдана дань уважения традициям ритуального дела.

К началу XX века конные повозки были заменены автомобилями. К 1907 году начали использоваться первые ритуальные автомобили, основанные на двигателе внутреннего сгорания, в 1909 году производство автокатафалков было поставлено на конвейер. В 1920 году автокатафалки приобрели свой традиционный вид, какими их привыкли видеть современные обыватели. Зачастую это были грузовые автомобили, подразделяющиеся на кабину с экипажем и грузовой отдел, где, собственно, и помещался гроб. В связи с тем, что эти автомобили обладали достаточно высокой грузоподъемностью, их нередко использовали как транспорт скорой медицинской помощи.

Интересно, что в начале прошлого века в США существовали железнодорожные катафалки, представляющие собой ритуальные вагоны, в которых перевозился гроб. Так, например, в Чикаго действовало целых три ритуальных вагона, курсировавших из центра города на его окраину, где было кладбище. Однако, данный вид перевозок не смог прижиться ввиду неудобства использования.

В послевоенное время практически все страны перешли на автокатафалки. Так, в США и Европейской части использовались легковые автомобили с удлиненным корпусом. Они оснащались усиленной подвеской и тормозами, а шины состояли из укрепленного материала, рассчитанного на большую массу. Цвет погребального авто преимущественно был черным, а интерьер отличался от обычных салонов похоронной тематикой.

Европа всегда отличалась своей аристократичностью, поэтому в качестве автокатафалков можно было встретить Mercedes-Benz, Ford, Jaguar и Bentley. Для менее состоятельных слоев населения обыкновением был похоронный минивэн.

Советский Союз располагал автобусами серии ПАЗ и УАЗ, которые были переконструированы в похоронный транспорт. Данные автомобили отличались высокой грузоподъемностью и вместительностью. Каждый мог перевозить как гроб с умершим, так и его родственников. ПАЗ и УАЗ – довольно универсальные грузовые автомобили, так как из ритуального авто они довольно часто переделывались в автомобили для скорой медицинской помощи, и наоборот.

В нынешнее время Российская Федерация и Республика Беларусь поставили на серийное производство автокатафалки на основе микроавтобусов ГАЗ-3302 и ГАЗ-2705.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *