С давних времен человечество уделяло похоронному делу особое внимание, а процесс приготовления усопшего к переходу в «другой мир» был основан на почтении. Каждый желал оставить самую светлую память об ушедших в своем сердце, именно поэтому барельеф на памятнике является одним из самых достойных способов показать, с каким уважением и любовью относились к усопшему родственники. Однако, создание подобной работы — довольно сложный процесс, требующий много времени, сил и полной душевной отдачи от мастера.
Под барельефом понимается графическое изображение усопшего или вещи (признаков, явлений), с ним связанной, выступающее над похоронной плитой менее чем на половину собственного объема.
Сложность создания заключается как в технической, так и в творческой составляющей. Помимо того, что мастер должен обладать навыком работы в данной сфере, ему нужно детально изучить фотографию покойного, а также узнать у близких наиболее важные сведения о нем. Увлечения, интересы, стиль жизни – все это немаловажные признаки, которые помогают мастеру не только запечатлеть внешность усопшего, но и отразить его духовный образ.
Поэтому художник уделяет повышенное внимание мелочам (выразительности глаз, углу поворота головы, одежде), которые смогут с наибольшим объемом передать информацию об усопшем и стиле его жизни.
Процесс создания барельефа
Помимо отточенного навыка мастер должен уметь общаться с людьми, а именно, с обратившимися за его помощью клиентами. Зачастую довольно сложно узнать подробности об усопшем от убитых горем его близких и родственников.
Мастеру важно в полной мере понять пожелания своих клиентов. Хотят ли они видеть покойного с улыбкой или же они желают, чтобы его лицо было серьезным. Стоит ли увековечивать образ в полный рост или же будет достаточно головы и торса. Возможно, клиенты хотели бы отметить на барельефе усопшего связь с его профессией или изобразить события, связанные с покойным, а именно: награды за заслуги, спортивные достижения, медали и кубки, увлечения, дорогие ему вещи.
Все эти сведения необходимы мастеру, однако клиент не всегда может описать в должной мере, чего он хочет, что заставляет мастера выискивать иные источники информации об усопшем. Однако, в любом случае перед началом работы скульптор предоставляет эскиз работы для того, чтобы обсудить пожелания заказчика и исправить возможные недочеты.
После этого копию барельефа мастер создает при помощи специального пластилина и показывает ее заказчику для того, чтобы он смог представить, как будет выглядеть завершенная работа, после чего можно будет учесть пожелания и замечания клиента. Данный этап работы является последним, где могут быть внесены коррективы, после чего делается слепок из резины, на основе которой создается гипсовое изображение конечной работы. Гипсовый материал обрабатывается, наносятся последние штрихи, после чего изделие увековечивается на надгробной плите.
Материалы, необходимые для создания
Бронза, медь или силумин – основные и самые распространенные материалы, из которых создается барельеф. Изображение воссоздается при помощи отливания мрамора либо применяется гальванопластика. Однако, если клиент пожелал, чтобы основа барельефа была гранитной, изображение высекается на надгробной плите вручную. В этом случае исходный материал проходит обработку гальваническими срезами, после чего изображение высекается при помощи поликристаллического алмазного инструмента. Данный способ дает уникальный и качественный результат.
Еще одним способом создания барельефов является накладка отдельных составляющих изображения, прикрепляемых при помощи специальных конструкций к надгробной плите.
К выбору мастерской или фирмы, предоставляющей ритуальные услуги, заказчику следует подходить с максимальной ответственностью и понимать, что данная работа требует немалых сил от скульптора, а также недешевой оплаты данной услуги. Однако конечный результат определенно стоит проделанной работы.