Минский Свято-Духов кафедральный собой можно по праву назвать самой выразительной достопримечательностью центра столицы. Старинное храмовое строение очень выделяется на фоне остальных построек – современного образца, созданных столичными мастерами. Свято-Духов кафедральный собор очень гармонично спроектирован, что отражается на всем его внешнем облике: пропорциональность форм, плавные силуэты колоколен, устремленных ввысь.
Вся эстетика собора так и приковывает к себе внимание, будто напоминая о присутствии частицы Небесного Царства прямо на земле, о райской музыке, воплощенной в строении. Когда вокруг царит урбанистическая атмосфера железобетонных конструкций, угнетающая своими объемами, все вступает в противоречие с тем возвышенным чувством, которое вызывает вид собора. Именно такое ощущение в душе появляется при первом взгляде на величественное здание, украшающее площадь Свободы.
Территорией, на которой располагается храмовое сооружение, с давних пор владела Православная Церковь. Перед тем, как в Минске насильственно ввели церковную унию в конце 17 века, на ней стояла мужская православная монашеская обитель во имя Космы и Дамиана, которые были бессребрениками. Часть земель, примыкающих к Свято-Духову храму, также были в собственности мужского монастыря.
Этот исторический факт засвидетельствован в описании инвентаря в 1784 году. В 16 столетии эти земли располагались с восточного края Минска. Постройки монастыря были одними из оборонных сооружений. Впервые монастырь упомянут в летописях начала 15 столетия, затем сведения о нем задокументированы в книгах 17 века. Писатель и ученый, белорус Павел Шпилевский, занимавшийся изучением в 19 веке актов и грамот Минской губернии, указал, что в начале 17 века существовала православная монастырская церковь, которая именовалась «Козьмодемьяновской». К ней относилось одно из учебных заведений тех времен. В летописных источниках также содержатся описания Козьмодемьяновской горы, которая в данное время размещает на себе храм.
Как уже упоминалось, на территории собора ранее существовал монастырь православного образца, для мужчин. Он простоял здесь вплоть до конца 16 столетия, после чего на этой местности стало постепенно воздвигаться католическое здание для бернардинских монахинь, послужившее главным храмом. Одновременно на северной стороне его было сооружено жилое помещение по типу «каре» — в виде прямоугольника с внутренним двором. Центральные ворота монастыря сначала располагались далеко от собора. На протяжении 18-19 столетий здание самого храма и причастного к нему корпуса монастыря претерпевали многочисленные архитектурные изменения, перед тем как обрести тот вид, который существует сейчас.
В середине 19 века монашеская обитель закрылась, а ее послушницы перевелись в Несвиж. Через несколько лет состоялось обращение храма под покровительство православия, новая церковь была освящена именами православных святых – Кирилла и Мефодия. Жилое монастырское помещение, прежде вмещавшее в свои стены бернардинок, стало предназначаться для минских семинаристов, временно заселявших его после прибытия из Слуцка.
Постепенно здание храма стало преображаться. На выделенные средства (при содействии одного из священнослужителей) был проведен ремонт помещений, построен иконостас. Отныне в нем предусматривалось обустройство мужского православного монастыря, который окончательно оформили и открыли в 70-м году 19 века. Сюда свезли библиотеку, ризницу и другую монастырскую собственность. Монастырь стал именоваться Свято-Духовым – символизируя сошествие благодати на него Святого Духа.
В соборе хранилось множество святынь – икона и мощи Никиты-святителя, изображение Тихона Задонского, посеребренные кресты – вместилища мощей многих святых угодников. Главный престол размещал книгу древнего Евангелия, написанное от руки князем Слуцка Юрием Олелько в 16 веке.
Но, в общем, убранство монастыря было небогатым. В начале 20 века его заселяло менее десятка человек. В их число входили двое настоятелей, четверо монахов-священников, двое монахов в чине диакона и двое обычных монахов.
После Октябрьской революции храм закрыли. Имущество было разграблено, церковные службы прекратились, а новая власть дала распоряжение использовать помещение под спортзал, который затем стал архивом. Также, в одной из частей храма было решено сделать подобие тюрьмы для раскулаченных крестьян. Вместо крестов на церковных башнях развевались красные флаги, которые вскоре упали на землю, не выдержав порывов ветра.
Лишь в 1943 году в собор понемногу стала возвращаться церковная жизнь. На щедрое денежное пожертвование одного из горожан здание отремонтировали, возвели новый иконостас, внесли иконы. С возрождением храма опять стал функционировать мужской монастырь, в котором на тот момент поселилось три монаха. Однако, вскоре одного из них, архимандрита Серафима, арестовала Красная Армия, заточив его в минскую тюрьму. Через два года он умер, войдя в православную историю как святой мученик.
Следующего владыку собора Святого Духа – протоиерея Серафима Баторевича тоже арестовали и осудили на четверть века тюрьмы.
1945 год ознаменовался для храма внесением в него древней святыни – Минской иконы Богоматери. А через два года над ним снова засияли кресты.
Начиная с 50-х годов прошлого века, в храме начали проводиться реконструкционные работы, придававшие ему все более благолепный вид. С северной стороны здания устроили придел во имя великомученицы Варвары, куда внесли ее мощи, в южной стороне утвердили престол Казанской Богоматери, возле северной стены находились мощи праведницы Софии, в нижней части храма располагается крестильное помещение, освященное именами святых Кирилла и Мефодия.
Процесс преображения храма занимал все последующее время. Реконструировали придел великомученицы Варвары, обновили все его иконы. В смежном здании с собором открылся магазин с православной литературой и церковными принадлежностями «Духовное наследие».
В 90-е годы собор не раз посещал Святейший Патриарх Алексий II, поклоняясь его святыням и совершая божественные литургии.
В настоящее время в Свято-Духовом соборе проводятся ежедневные богослужения. Работа храма начинается с семи часов утра, а по воскресеньям и в дни церковных праздников – с шести. Каждый день в нем находится дежурный священник, к которому можно обратиться по всем волнующим вопросам. Функционирует книжная лавка и свечные киоски.