История слова «рельеф» намного моложе самого искусства, отобразившего летопись античных цивилизаций: древнеегипетской, римской, древнегреческой и древнеиндийской. В итальянском переводе лексема «рельеф» — это подъём, выступ, выпуклость. В этом и заключается вся суть данного вида творчества.
Рельеф – сложнейший вид искусства, создающий объёмное, скульптурное изображение на плоскости. Объёмные фигуры поднимаются над поверхностью на разную высоту. От скульптуры отличается способом изготовления и методом зрительного восприятия артефакта. Рельеф изображает фигуры людей и животных, природные композиции, а также на нем запечатлеваются сложные библейские и литературные сюжеты. В художнике, ваяющем рельеф, объединяются живописные и скульптурные возможности воплотить в реальность самую смелую фантазию.
Преимуществами этого долгого по времени изготовления, протяжённого по размеру, детального по исполнению изваяния являются:
- Прочность изделия.
- Работа только над парадной частью, куда направлены все взоры.
Отличаются и материалы изготовления рельефов: глина, гипс, керамика. Из металла рельефы отливаются и создаются методом чеканки. Для традиционных деревянных скульптур используются инструменты для резьбы по дереву (стамески).
Высота рельефа разделила его на виды:
- Барельеф – это объёмное изображение с низким подъёмом над общей поверхностью фона, т.е. видна только половина фигуры.
- Горельеф – объёмное изображение с высоким подъёмом фигур над общей плоскостью, возможно больше, чем на половину с детализацией изолированных от общей картины фрагментов.
- Койланаглиф – это рельеф с видом силуэта, чей контур имеет углубление, а сама фигура представляет собой небольшую выпуклость. Он очень быстро узнаётся, так как знаменит в древнеегипетской, месопотамской культур.
- Контррельеф – это объемный силуэт вовнутрь плоскости. Представляет собой оттиск объёмного изображения в пластике.
Basso-rilievo
Низкий рельеф – барельеф ярче всего представлен на обычных монетах. По технологии изготовления, барельеф существенно отличается простотой исполнения в резке и доступностью приобретения. В наши дни сохранились некоторые барельефы античности. Большая часть образцов барельефов египетской и римской культур из штукатурки не дошла до современности.
В буддистских храмах Индии и Юго-Восточной Азии можно встретить барельефы древних времён с религиозными и поэтическими сюжетами. История о рождении Будды увековечена в камне более тысячи барельефов.
Alto-rilievo
Высокий рельеф – горельеф, знаком, в первую очередь, благодаря искусству Древней Греции. Горельеф воспринимается как самостоятельная фигура, которую приклонили к стене. Он отдаёт сильные тени при боковом свете.
В греческих и римских горельефах всегда воплощался какой-то сложный сюжет с изображением множества фигур, в которых запечатлена борьба и ярость. Использовался в изготовлении саркофагов и триумфальных арок, а также в погребальном искусстве в целом.
Cavo-rilievo
Койланаглиф и контррельеф в погребальной скульптуре не особо проявили себя. Койланаглиф не вышел за пределы Древнего Египта. По нему сегодня восстанавливается история государства.
Рельефы применяются в погребальной скульптуре, как самостоятельные памятники или в виде фрагментов надгробий, а также участвуют в оформлении мемориальной доски или стены колумбария.
Барельеф — наилучший вариант при отделке гранитного памятника, могильной плиты. На них возможно изображение, как фигуры в полный рост, так и только верхней части тела. Процесс изготовления барельефа менее кропотливый, поэтому он более доступен по цене.